Современное образование

3.4. Современное образование

Система образования является одной из важнейших структур, управляемой государством, направленной как на социализацию каждого члена общества, так и на социализацию естественнонаучных знаний. Образование, предъявляя человеку моральные и духовные ценности, составляющие достояние общественной культуры или претендующие на включение в сокровищницы культуры, позволяет сформировать духовный облик человека. Содержание образования формируется на основе достижений человеческого познания. Доведение до сознания членов общества накопленных знаний обеспечивает не только поддержание достигнутого уровня цивилизации общества и функционирование производства, но и прогресс общества.
Обеспечение технологического совершенства, воплощенного в промышленные производства, - приоритетная задача общества, поэтому одной из главных задач, которую приходится решать в настоящее время каждому правительству, является задача предоставления своему народу приемлемого для людей доступа к образованию. Очевидно, что использование методов массового образования становится насущной потребностью.
Рыночные и обусловленные рынком силы оказывают серьезное определяющее влияние на все сферы жизни общества, в том числе и на образование. Это привело к чрезвычайному структурному разнообразию учебных учреждений по количеству учащихся, учебным планам, источникам финансирования, формам управления. Это разнообразие выражается в развитой возрастной, этнической, расовой структуре студенчества, множественности целей и мотивов получения образования.
Это разнообразие, с одной стороны, обуславливает существенную гибкость программ, позволяющую реагировать на запросы рынка в отношении специализации выпускников, а с другой, - обеспечивать получение университетами заказов на научные исследования. Современная университетская наука обеспечивает совмещение функций по производству и социализации знаний. Негативное влияние рынка, с точки зрения социализации знаний, очевидно - селекция содержания образования всегда подчинена прагматическим конъюнктурным соображениям либо группы лиц, либо, что особенно опасно, одной личности.
Подавляющая доля государственного сектора в образовании в большинстве стран мира - объективный факт, обусловленный необходимостью сохранения, накопления и передачи культурного наследия и единством образовательного процесса, преемственностью различных ступеней образования (школа, вуз, последипломное образование), требующих единой стратегии для снижения суммарных расходов.
Современное естествознание своими достижениями почти убедило общество в том, что степень процветания общества зависит исключительно от его научно-технического потенциала. Современное технократическое общество отличается сверхмощным развитием техники, вытеснением человека и человеческого труда из производства, интеллектуальными технологиями, оперировать которыми способен только интеллектуально развитый научно-технический персонал.
В США,- например, в системе образования принята за основу концепция (т.н. меритократическая концепция - технократическая утопия), которая утверждает, что в обществе в ходе эволюции утвердится принцип выдвижения на руководящие посты наиболее способных людей, отбираемых из всех слоев общества. Согласно ей, все учащиеся проходят /О тестирование - тестирование на интеллектуальность, по результатам которого отбираются кандидаты в будущую научно-техническую элиту. Таким образом, знания становятся орудием власти, а умение эффективно мобилизовать таланты для элитной социализации знаний - важным способом обрести эту власть.
Представляется немыслимым, чтобы промышленная компания, использующая наукоемкие технологии, могла сохранять свою конкурентоспособность на рынке без использования непрерывного образования персонала (последипломное обучение). Не только компании, но и каждый специалист всегда лично заинтересован в обновлении и развитии своих знаний для поддержания своей конкурентоспособности на рынке труда. Например, известно, что в области компьютерных технологий знания устаревают в течение трех лет и, следовательно, их нужно обновлять.
Новая парадигма образования - образование как основной механизм обеспечения выживаемости человечества. Ее основные черты таковы:
•гуманизация образования, ориентация на формирование нравственного облика индивидуума, с учетом того, что современный подход к образованию подразумевает неповторимый характер каждой личности, максимальное развитие потенциальных возможностей каждого человека;
• личностно-ориентированное образование, индивидуализирован¬ная подготовка, межцикловые принципы обучения;
•создание единого информационно-образовательного пространства - обеспечение мирового единства уровня образовательных программ и содержания курсов, уровня подготовки профессорско-преподавательского состава, наличие международной системы определения соответствия национальных дипломов (типа UK NARIC - the National Academic Recognition Information Centre for the United Kingdom - британского национального информационного центра академического признания дипломов);
• создание единого образовательного пространства в микро- и в макросоциумах в обществе, в семье, в школе, в вузе, на предприятии (для т.н. «корпоративного» образования персонала);
• использование новых образовательных технологий, например, виртуальных в отличие от традиционного «кампусного», т.е. обучения в университетском кампусе (англ. campus - университетский городок). Виртуальная технология обеспечивает массовое образование, т.к. ликвидирует различия в возможностях получения образования для каждого гражданина. Технологии «виртуального образования» позволяют самой отдаленной школе иметь доступ к ресурсам, 1 доступным ранее только в центральных библиотеках и в университетских центрах;
•широкое использование компьютерных технологий обучения, базирующихся на компьютерной информационной среде и телекоммуникационных сетях глобального масштаба.
Технологии образования, которые могут быть названы виртуальными, имеют стремительно нарастающую динамику во всем современном мире. Современный уровень развития цивилизации обусловил новые подходы к проблеме передачи {трансляции) знаний и профессиональных умений через систему образования. Понятие «виртуальный» используют как синоним понятиям «открытое и дистанционное образование» (open and distant learning), «дистрибутивное образование» (ditributed learning - распределенное, рассредоточенное образование), «сетевое образование» (networked learning - обучение в общей сети учебного учреждения), обучение в Интернет (Web-based learning) и компьютерное обучение (computer learning).
В некоторых регионах термин «виртуальное обучение» относят к обучению, которое использует радио и телеконференционные технологии, т.е. использование радио- и телевизионных обучающих программ, в которых обучение происходит в процессе свободного общения в студии студентов с известными профессорами, учеными, деятелями искусства и т.п.
Возникновение «виртуального обучения» напрямую связано с современной инфраструктурой информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Так, например, развитие почтовой системы привело к созданию корреспондентского - заочного обучения. С развитием радио- и телевизионной техники связи увеличилось количество обучающих программ, транслируемых из обучающих центров, что позволяет обеспечить массовость образования. Одной из баз виртуальной среды обучения стали «телецентры» или «центры телевизионного обучения». В ряде стран мира планируют добиться того, чтобы определенная доля телекоммуникационного времени была зарезервирована для использования в целях массового образования. Такие технологии широко используются в Северной Америке и в Австг.'.лии. Феномен Интернета вызвал энтузиазм и интерес к виртуальному образованию и у учебных заведений самого разного образовательного уровня, и у населения.
Собственно виртуальных институтов в строгом смысле этого понятия в мире пока немного, но много начинаний в учебных заведений всех рангов: от частных до государственных. Возможности доступа к знаниям любого уровня каждого человека и эффективность функционирования учебных заведений в «виртуальном режиме», в первую очередь, зависят от эффективности различных ИКТ.
Существует мнение, что в ближайшем будущем мы станем свидетелями нового явления в образовании - появления международных поставщиков знаний - провайдеров образования, которых будет немного, но которые будут доминировать на рынке образования, через обширные дистрибутивные сети и стратегическое партнерство с академическим сообществом. Уже сегодня растет число организаций, обеспечивающих такие услуги, как маркетинг в сфере образовательных услуг, тестирование и оценка знаний, индивидуальное и корпоративное планирование образования. Такие организации не выполняют функции обучения, но становятся дополнительной частью современных образовательных систем.
Стихийный механизм социализации знаний, таким образом, поддержан следующими возможностями, заложенными в «виртуальных технологиях» образования:
• организацией самообразования на основе гибких и удобных информационно-коммуникативных технологий для доставки знаний, с учетом постоянно снижающейся стоимости аппаратного обеспечения;
• повышением прессинга на учебные заведения, использующие традиционные модели обучения. Возрастает количество новых знаний, быстро устаревают уже социализированные знания. Люди ищут возможности получения образования, продолжающегося на протяжении всей их жизни, и в соответствии с индивидуальными обстоятельствами, они требуют возможности гибкого доступа к образовательным услугам из дома, с рабочих мест, из общественных центров обучения.
Использование ИКТ может не ограничиваться только сферой образования, но идея технически оснащенных современными средствами ИКТ общественных центров, которые по определению предполагают общедоступность, является одним из компонентов современной жизни.